Кила в Тверской области. Интервью с Игорем Кондратьевым

30 октября 2017

Всем привет! И снова большая беседа с человеком, благодаря которому кила развивается и набирает обороты.

До этого мы уже успели познакомиться с

Валентином Олешкевичем (Республика Коми)

Дмитрием Наумовым (Республика Татарстан)

Константином Черенковым (Томская область)

Кириллом Клименко (Одесса, Украина)

Александром Тупицыным (Архангельская область)

На этот раз большой разговор состоялся с Игорем Кондратьевым - локомотивом развития килы в Торжке и Тверской области, атаманом ватаги "Внуки Здоровца".

Игорь, привет! Я знаю тебя лично, да и на поле мы с тобой мяли друг другу бока, поэтому могу позволить себе немного больше личных вопросов, чем обычно я спрашиваю в интервью. И о Киле, естественно, тоже поговорим, поэтому будет всё и всякое.

Итак, первый вопрос. Как так получается, что в Москве, где 15 миллионов жителей, нет ни одной полноценной ватаги (Жесткий ЗОЖ не в счёт, так как там постоянный участник только Александр Медведь, и состав, зачастую, набирается из всех свободных игроков прямо перед турниром), а в Торжке, где 46 тысяч жителей, есть крепкий коллектив, участвующий в турнирах и пополняющий свои ряды свежими рекрутами?

Я думаю тут играет роль желание атамана в наборе людей. Я постоянно призываю людей приходить на поле, рассказываю, почему это важно и т.д. Ну и сама игра кила, хочешь не хочешь, нравится людям. Если бы игра была неинтересной, скучной и пустой, то сколько ни уговаривай -народ не пойдет. Ну и важен момент "около игры". Помимо тренировок и игр должна быть другая составляющая. Совместный отдых, разговоры, мероприятия, встречи и т.д. Тут опять же огромную роль играет не только атаман, а костяк ватаги, который новичка примет, все расскажет и при этом человек будет чувствовать, что попал если не в семью, то в хорошее мужское общество. Мне с этим костяком повезло - в Торжке отличные парни.

Если бы была номинация «самые угарные и оригинальные тексты к постам в мире килы» - вы бы победили безоговорочно. Но такой номинации нет. Так что призы вам светят только за победы на поле.) И всё же, расскажи кто автор этих шедевров, и как они рождаются? Какой самый смешной пост, по-твоему, был у вас?

Пишу посты я сам. Как они рождаются? Даже и не знаю. По ходу придумываю. Работа музейным сотрудником предполагает под собой большой объем словарного запаса и умение по-разному формулировать и выражать свои мысли.
Как-то выбрать свой лучший пост не могу. А вот когда наш фотограф делает мемасы, тут я, зачастую, очень смеюсь. Он умеет.
Может быть, выделил бы пост, который напечатали в нашей газете:
"Как начинается день у Вас? "Ещё пять минут" или "Всё пропало!Все проспали!"? У Внуков день начинается сродни джентльменов из старой доброй Англии. Отличием является страна (не Англия), народ (не Англичане) , нрав (Лихой), напиток (Морс) и самое главное - пресса (Не The New York Times). О случившемся в мире, о росте цен на тканные пояса, о колебаниях курса монеты Новоторки по отношению к норвежской юань и о развитии килы в Торжке, мы узнаем исключительно из издания "Торжокская неделя". Скандалы, интриги, расследования редакция оставляет Малахову, а нам достаются лишь проверенные, хорошие новости. Приятного чтения."

Я видел у тебя татуировку, но не успел рассмотреть. Пялиться на полуголого мужика не по нашим уставам:) А потому расскажи, что там изображено, и что мотивировало тебя набить её?

Татуировок у меня две, но подозреваю, что интересует та, которая на предплечье.
Так получилось, что я стал на себя наносить рисунки, которые так или иначе характеризуют мой отрезок жизни. Это очень долгий процесс. И огромное количество времени уходит именно на понимание и визуализацию этого рисунка. Ну вот, на каком-то этапе я набил себе фрагмент с наручного обруча, найденного в Киеве, который относится к 12му веку. Там нарисован гусляр. Я пририсовал своё лицо и свои гусли. Теперь эта миниатюра напоминает мне, какой я путь выбрал, какие ценности для меня должны быть в приоритете и многое другое.
Опять же советую 19000 раз подумать, прежде чем делать такой шаг.

Ты семьянин, у тебя растёт сын. Торжок производит впечатление провинциального городка, где люди получают далеко не самые высокие зарплаты в России. Почему ты не уехал? Тверь, Москва, Питер - всё относительно рядом и можно было бы перебраться туда. Но ты остался и ещё умудряешься заниматься общественной деятельностью. Почему? Что движет тобою, что мотивирует? Или всё-таки есть мысли о переезде? Что связывает тебя с Торжком?

До определенных мыслей я хотел переехать и даже переезжал. Жил и в Твери и в Санкт-Петербурге, но что-то постоянно тянуло обратно.
На определенном этапе жизни я просто понял, что если я не могу сделать хорошую жизнь вокруг себя здесь и сейчас, я не смогу её сделать и в другом месте. Устроился на интересную работу, благодаря тому, что работа интересная, стал достаточно быстро прогрессировать и вот уже я востребованный специалист в своей отрасли и имею нормальный заработок.
Торжок шикарный город. У него интересная история, он яркий и многообразный. Я в нем родился, тут родились и мой отец, и мой дед. И здесь можно очень многим заниматься. Одно из направлений - кила.)

На какие секции, кружки планируете водить сына?

Ну, в первую очередь мальчик должен быть воином. Поэтому, скорее всего, это какие-то единоборства. Желательно, конечно, с национальной наклонностью, но пока с этим проблемы.
Ну а с остальным как пойдет. Естественно, хочу, чтобы сын был знаком с этнографией, поэтому основы, азы, связанные с игрой на инструментах, танцами и ткачеством я ему дам сам, а потом буду смотреть, к чему тяготеет больше.

Давай поговорим немного о традиционной культуре, её состоянии сейчас и положении дел в этнографической тусовке. Ты сам соприкасаешься часто со всем этим, поэтому компетентен отвечать на такие вопросы.) Как ты пришёл к пониманию, что такое клюква, а что такое традиция? Когда ты перешёл этот рубикон, каким был ключевой момент?

Традиционная культура, как я считаю, решила одну свою большую проблему - проблему забвения, невнимательности к себе, не модности и не интереса и тут же столкнулась с другой (может, даже ещё сложнее) проблемой - это проблема замещения и обмана. Это как раз вопрос клюквенности. Отличить клюкву от традиции - это, на самом деле, вопрос количества прочтённых книг и количества проведённых бесед с этнографами. Чем больше книг, тем глубже становятся познания в этой среде, и ты уже можешь разбирать орнамент одежды разных регионов и разнообразие песен этих же регионов.
Но если отличить народный костюм от марсианского кокошника на маленькой девочке можно и на старте своих познаний русской культуры, то в последнее время появилось множество так называемых неоязыческих групп, которые в своих учениях прикрываются дохристианскими верованиями и зачастую в их учениях ничего от русской культуры нет. Таких групп много и отличить выдумку от правды поможет лишь желание читать книги (причём книги проверенные временем и научными степенями) и трезвое мышление.

Объясни читателям, что такое "клюква" и чем она опасна?

Клюква - это неправильное понимание русской культуры и нежелание изучать это направление. Гораздо проще сочинить песню "Гей ты Русь моя берёзовая да гармошка звонкая" и петь это для неискушённого зрителя, нежели несколько лет изучать правильное дыхание и ходить по фольклорным экспедициям дабы собрать материал и его уже воспроизводить (я, если что, ни первым, ни вторым не занимался).
А опасна она своей лживостью. Сейчас скажут с экрана, что вот так одевались, так пели, так говорили, и народ поверит, а потом эти же люди скажу, что "так поступали", и народ будет так поступать. А уж что те люди могут сказать - это только богу известно.
И при всём при этом я могу сказать, что та неоязыческая клюква - она интересна, она завлекает своей необычностью, сказочностью, интересными сюжетами и ареалом загадочности. Это тот крючок, на который клюют молодые и ленивые умы.

Что для тебя «традиция» и традиционная культура? Какое место она занимает в твоей жизни?

Для меня традиция - это в первую очередь опыт, мудрость, навык жизни, пережитый кем-то задолго до меня. Очень хороший символ сюда подходит - это дерево. Какие бы сильные ветки и ствол у тебя ни были, без корней ты быстро свалишься. И я не питаю себя иллюзиями о том, что в 19 веке и ранее всё было правильно или хорошо. Я прекрасно знаю, что много моментов было диких, страшных и неприятных. Но в этом и заключается, как я считаю, настоящая любовь к своей культуре - через признание негативных моментов и их принятие. Русская культура очень многогранна, интересна. Простое её изучение доставляет удовольствие. Она учит думать, размышлять. Традиционная культура имеет в моей жизни огромное значение. Я её изучаю, чту и культивирую, при этом не перегибая палку. Заставлять всех ходить в лаптях и пересаживаться на гужевой транспорт - есть категоричность и какая-то фанатичность, которую следует избегать в данном случае.

Зачем традиционная культура нужна в современной космической эре и веке беспроводных технологий? Какой смысл её поддерживать?

Опять же повторюсь, наверное. При изучении истории понимаешь, что ключевые моменты на протяжении веков не меняются. Есть вещи, которые были сформулированы задолго до появления вай-фай, но соблюдение которых является важным и в наше время.
Традиционная культура в своих аспектах может научить чести, достоинству, благородству, мужеству. Эти качества сейчас очень ценны и, к несчастью, редки.
Отсылки на прошлый опыт, культивация достойных поступков наших предков - это то, на что можно опираться, воспитывая своих детей.

Можешь привести один-два конретных примера?

Примеры... они с одной стороны какие-то мелкие, но с другой - значимы.
Например, широко известно, что в боях, которые проводили на масленицу, или просто в кулачных боях в деревнях нельзя было бить лежачего, бить в затылок. Мелочь? Мелочь. Но это то, что многие забыли, а зря.
Другой пример - это поведение некоторых дворян. Один из рода Львовых погиб на дуэли от того, что вступился за честь девушки, которую оклеветал оппонент. При этом, Иван Сергеевич Львов в предсмертном письме просил не преследовать соперника, если тот убьет его.
Опять же, все эти моменты складываются в понимание, что люди жили с более высоким уровнем ценностей.
Про подвиги войны, как великой отечественной, так и первой мировой, думаю, писать не стоит. Примеров там хоть отбавляй.

Какой тебе представляется этнографическая движуха? Как считаешь, в верном ли направлении она идёт и развивается?

Ну, сейчас этно-движуха - это такая тусовка, где все друг о друге наслышаны и друг друга заочно знают. Когда варишься в этой теме постоянно, возникают одни и те же лица, фамилии. С одной стороны - опять же, приятно быть вхожим в эту общину, но с другой стороны - хочется, чтобы эта община была настолько огромна, чтобы ты каждый день узнавал всё новые и новые лица.
Верный ли путь у неё сказать сложно. Ответ можно будет дать лишь спустя какое-то время, когда будут плоды. Опять же, в этно-движухе есть разные люди, и по характеру, и по направленности, выбрав правильных людей в этой движухе, можно усилить свои знания русской культуры.

Добро! А теперь о нашей любимой теме:) Как узнал о киле и почему решил заниматься её развитием? Какими были первые шаги?

Я подписан на большое количество пабликов, посвященных русской культуре, этнографии, фольклору, истории и прочему. И как-то в новостной ленте промелькнуло видео "Богатырская сеча 2016". Ещё до этого ролика я задумывался о том, что в моей жизни мало спорта. А тут звёзды сошлись в одном - и этнография, и спорт. Первые шаги - это как раз поиск единомышленников. Рассказывал, скидывал ролик. Но понимал, что пока не приступим к игре, особо результата не будет. Поэтому приступил к переговорам с президентом федерации о покупке мяча.

Почему "Внуки Здоровца"?

Ну, история такая: когда создали ватагу, сразу начали искать ей название. Хотелось, чтобы в названии отражалось что-то от города. Ведь Торжок - это город очень древний, история у него шикарная. Идей было много, даже запустили опрос среди подписчиков (на тот момент их было около 20). В итоге победило название "Внуки ЗдоровцА". Здоровец - это ручей, который протекает рядом с территорией верхнего городища Торжка - там, где жил князь. Ручей очень старый и называться детьми его мы не могли, а вот внуками вполне. Название преследует ещё одну цель - это привлечение внимания к природному памятнику города. Назван Здоровцом он был либо за чудодейственное свойство его вод, либо за то, что был здоровым, то есть полноводным и большим.
Сокращённо мы называем себя просто внуками и считаем, что с названием нам повезло.

Помню, вы собирались почистить от мусора ручей Здоровец, чьими внуками вы являетесь. Удалось реализовать задуманное? Есть технологии увеличения полноводности рек за счёт восстановления баланса флоры - планируете ли такой терроформинговый проект?

Да, конечно. Мы почистили участок ручья возле Кузнечной улицы, где выходит ручей из труб. Это, конечно, только начало, планируем продолжать работы в этом направлении. Как раз такие общественные, полезные мероприятия и способствуют рекламе как килы, так и ватаги.
Такого проекта не планируется пока. Но в нашей ватаге есть и депутаты, и общественные деятели, которые подобные проекты могут помочь сделать.
Должна быть минимальная помощь властей, но думаю, всё у нас по проектам впереди.

Вы уже стали знаменитостями у себя? Вас узнают на улицах?:)

Такого, чтобы прям на улице кричали "кила", "внуки", "атаман" нет, конечно. Но думаю, многие не раз видели бегущих игроков с непонятным мячом и повязанными ногами. Плюс посты в интернете. Но главное - нас поддерживает местная газета, которая публикует новости про нас с завидным постоянством. Все эти факторы, наверняка, ширят количество если не фанатов, то тех, кто узнает о этой игре и о нас.

Вы пригласили «Наш дом» к себе этим летом. Это была ваша первая проверка в условиях, приближенных к боевым, спустя несколько месяцев тренировок и игр. И надо отметить, что организация встречи была на высоком уровне. Само место, где играли - заряжает и плюс душевная атмосфера. Расскажи об этом месте? Чем оно примечательно и что там сейчас?

Место, где проводилась первая товарищеская встреча, очень значима для города. Территория верхнего городища, где раньше располагался кремль, в котором жил князь или наместник князя. На этом месте в 1238 году держали оборону жители города от войска Хана Батыя. А уже в 2017 году держали оборону "Внуки" от "Нашего Дома". По секрету сказать, мы были уверены в нашей победе, по большей части уверенность эта была из-за отсутствия схваток с кем-либо, кроме себя. И мы были весьма удивлены, поражены и шокированы уровнем скорости и силы настоящей игры. Это был неоценимый опыт.
Сейчас на этом месте мы проводим тренировки, но по причине отсутствия освещения вынуждены перебираться на другое место.

Какими были впечатления от первой встречи с «Нашим домом» и от первой серьезной игры с противником?

Шок. Это был тот уровень игры, к которому мы не были готовы. "Наш дом" очень силён. И было видно, что соперники к нам относятся до крайности бережно, хотя и были жёсткие моменты. Мы часто вспоминаем ту игру с килистами и преподносим её как пример, когда чрезмерная уверенность в себе даёт плохие результаты.

Там же был показан народный кукольный театр "Как Петрушка в килу играл", который собрал всех детей в округе. Причём сценарий мне показался очень органичным, что лучший на свете игрок в килу - это чёрт, которого герою нужно переиграть, чтобы получить согласие барышни на замужество. Кто генератор идеи, и кто писал сценарий?

Сценарий "Как Петрушка в килу играл" был написан мною. Сценарий, на самом деле, кажется этнографическим, так как очень много в этом тексте как раз из фольклорных документов. Целые диалоги были взяты из этнографических сборников. Оставалось лишь что-то добавить, оставив общий колорит и направленность, и внедрив туда тему килы.

Однозначно, по этому сценарию нужно сделать мультфильм!:) Это будет бомба! 

В начале августа вы поехали в Чехов на первый в своей истории турнир по киле и показали себя достойно. Что расскажешь об этом турнире? Каково вам было окунуться в атмосферу всей движухи?

Турнир проходил интересно. Это, действительно, был уже другой опыт. На турнире была важна победа. Нас тогда приехало людей практически на две ватаги, и всем хотелось попробовать себя с противником новым, незнакомым. Товарищеская встреча с "Домом" дала нам понять, в какую сторону развиваться, турнир дал нам понять, какие у нас есть недоработки, в каких моментах наша слабость. Турниры по киле дают оценку всему тому, что ты делаешь у себя в городе, как подготовлена ватага морально, насколько проработаны стратегии и прочее.

Совсем недавно прошла эпичная грязевая кила в Торжке на празднике «Покровские гулянья». Расскажи подробнее о мероприятии, как готовились к нему, какой была генеральная идея, что в Торжке говорят об увиденном?

Праздник был посвящён празднику Покрову. Проводился он на площадке, на которой до этого дня не проходили народные гулянья. В связи с этим мы столкнулись с рядом проблем.
Если такие площадки как фольклор и ремесленники были знакомы нашему зрителю, то килу многие видели впервые. И то, что они увидели, было чем-то фееричным.

Изначально площадка для килы чисто из-за территориальных моментов была небольшая. Предполагалось, что из-за этого игра будет резвой и стремительной. Но из-за огромного количества дождей она наполнилась водой, а спустя несколько схваток она стала похожией на перепаханную трактором пашню. Было скользко, мокро, ветрено и в то же время зрелищно. Парни из последних сил штурмовали грязевой дом соперника, роняя друг друга в кашу из грязи и воды. Зрителям оставалось лишь восхищаться мужеством и отвагой парней.
Славу богу никто не заболел и не получил травм. Это было самым главным и желанным.

Какие планы на ближайшие полгода?

В ближайших планах создание аллеи килы в городе, с посаженными кедрами по количеству участников. Поездка в Питер к "Северным волкам" на товарищескую игру, а также проведение в Торжке качественных этнографических святок вместе с ватагой.

Я знаю, ты смотрел Сечу:) Как тебе увиденное?

Сеча очень динамичной получилась. По накалу, по скорости, по силе. Я думаю, кила уже может конкурировать со многими видами спорта. Сеча уж точно.

Ходят ли о вас в Торжке какие-нибудь слухи? Может, о вас уже легенды слагают?

Есть легенда*, что у одного из внуков вместо крови мельдоний. Другой внук высечен из дерева грубым топором. А главная легенда заключается в том, что во время тренировок ходит дед, который питается нашим страхом. Чтобы узнать подробности этих легенд приглашаю вас посетить Торжок и встретиться с ватагой, или посетить турниры по киле в других городах.

*добавить к легендам, что это не точно.

Как ты думаешь, какая миссия у килы?

Миссия килы - заполнить нишу национального вида спорта, которая столько лет была пустой. Миссия килы в знакомстве с этнографией через спорт. Миссия килы - воспитывать дух, мужество и силу.

"Но ведь в этой нише есть лапта, признанная видом спорта. Чем не национальный вид спорта?" - спросил бы я у тебя, если бы был спортивным чиновником.

Может какие-то проблемы у лапты в плане рекламы, но я по сей день не слышал о них как о виде спорта.
Одно из главных различий между этими видами спорта в том, что выходя на игру в лапту, я не опасаюсь за целостность своих конечностей. Я, конечно, профессионально не играл в лапту, так, только в школе, но думаю, максимум, что там можно - это подвернуть ногу при беге или получить мячом в глаз.
В киле все по-другому. Каждый твой выход на поле - это вызов. В первую очередь - вызов себе. Насколько ты чувствуешь своё тело, насколько ты доверяешь тем, кто прикрывает твой тыл, да много всего.
Если опять же проводить аналогию, то от брошюры мы не получим столько знаний, сколько мы можем получить знаний от энциклопедии. Так же и здесь - ты не поймешь себя настолько, играя в лапту, насколько ты поймешь себя, играя в килу.
Это всё не в ущерб лапты. Вид спорта просто отличный. Но в киле огромный пласт философии есть. И заключается он как раз в моменте столкновения с соперником.

Есть пожелания или критика в адрес Федерации килы?

Федерации килы я бы пожелал сохранять баланс спорта и философии, мышц и ума. Именно этим кила и отличается от других видов спорта. Своим национальным колоритом, своим духом. Желаю проводить "околокильные" мероприятия. А критики нет, всем критикам ответ один: есть что-то, что не нравится - помоги исправить это.

Заключительное слово, если сам хочешь о чём-либо сказать в свободной форме:)

Кила - это тот путь, который поможет вам придти в мир этнографии, мужского спорта и целого клана настоящих мужчин.

Благодарю за искренние ответы! Смотрите килу, играйте в килу, живите килой!

Дмитрий Черняк

 

Вернуться к новостям