Статья Колчева В. Ю.

Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание // Материалы Всероссийской научно­практической конференции с международным участием. М., 2016. С. 90­96.

 

АДАПТАЦИЯ К СПОРТУ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ИГРЫ В МЯЧ С РУКОПАШНЫМ ПРОТИВОБОРСТВОМ

Колчев В. Ю. преподаватель каф. искусствоведения Институт славянской культуры, Московского государственного университета дизайна и технологий, Россия, Москва

Аннотация: в статье представлена историческая перспектива игры в мяч с рукопашным противоборством с выделением такой русской игры, рассмотрены подходы её адаптации к спорту, где она может занять нишу этноспорта для развития русских традиционных игр и стать дисциплиной военно­прикладного спорта.

Ключевые слова: кила, единоборства, русмяч, традиционные игры, этноспорт.

 

Adaptation to sport of Russian traditional ball­games with arm­wrestling

Kolchev Victor Yurievich, Institute of Slavic culture of the Moscow State University of Design and Technology, Lecturer of Arts Department, Russia Moscow

Abstract: The article presents a historical perspective of ball games with arm­wrestling and that Russian game, considered approaches its adaptation to the sport where this game can be an ethnosport for development of Russian traditional games and become a discipline of military­applied sports.

Key words:​ combats, ethnosport, kila, rusmyach, traditional games​.

 

В настоящее время среди активной молодёжи пользуется интересом командная силовая игра с мячом, в которой мяч разрешается бить ногами, перехватывать и бросать руками, а нередко и применять рукопашные приёмы – удары и броски. Исследователь традиционной воинской состязательно­игровой культуры Б. В. Горбунов называет этот вид физической активности «игрой в мяч с рукопашным противоборством» и относит её к числу древнейших видов народных состязаний [Горбунов, 1999, 1​49​].Целью данной статье является рассмотрение исторических особенностей данной игры, характерные особенности русской игры и возможности её адаптации к современным условиям.

Игры в мяч с рукопашным противоборством не только хорошо известны многим народам мира с древнейших времён, но и сохранились в живом бытовании в некоторых странах. Такие игры имеют и имеют определённые национальные особенности, но их объединяет общее правило, разрешающее использовать в игре руки и ноги​. Известно, что в Древнем Риме была очень популярна игра ​«гарпастум» (лат. ​harpastum​)– её использовали для военной подготовки легионеров. Во время римского завоевания и владычества на Британских островах (I в. до н. э. – V в. н. э.) «гарпастум» (англ. ​garpastum​), возможно, был занесен римскими легионерами и стал популярен среди местных кельтских племён [Текстов, ​2010, 58​]. Так или иначе, но в средневековой Англии становится популярной мужская игра с мячом, которую называют в источниках «футбол толпой» (​mob football​). Твёрдых правил игры у английского «футбола толпой» не было, а главной задачей было доставить мяч в определённое место своего района [Anderson,1954,249]. В некоторых уголках Великобритании до сих пор сохраняются местные разновидности «футбола толпой» [Текстов, ​2010, 57­62​].

В японском городе Фукуока каждый год 3 января проводиться игра­борьба за деревянный шар у пагоды Хакоцаки (Хакоцаки­гу но Тама­сесери). Юноши в набедренных повязках начинают играть в стороне от пагоды, постепенно приближаясь к ней. При этом более лёгкие игроки сидят на плечах плотных атлетов. За игрой следят священники, которые в качестве наказания могут полить слишком разгорячённого игрока холодной водой. Выигрывает та команда, игроки которой первыми приближаются к пагоде с мячом. Важно, что у этой игры сохраняется символическое обрядовое значение: победителям в игре обеспечен хороший урожай в будущем году [Дайбер,2005, 204]. Таким образом, в мировой практике игра в мяч с рукопашным противоборством до сих пор используется как в целях воинского воспитания мужской части населения, так и в календарно­обрядовых действиях.

Данные этнографии говорят об огромном разнообразии русских игр с набивным мячом [Покровский, 1994, 235­260; Бернштам, 1984, 162­171]. Однако первые данные о командных силовых состязаниях с мячом в России известны только со 2­й пол. XIX в., по большей части, из этнографических материалов Русского Севера. Н. Г. Помяловский – известный русский писатель – ​в«Очерках бурсы» (1862 – 1863 гг.) и ​П. С. Казанский – профессор Московской духовной академии – в своих воспоминаниях 1879 г. ​описывают командные игры в мяч учащихся духовных училищ ​[Помяловский, 1957, 78; Казанский, 1979, 119].

У​казанные авторами варианты игры, видимо, не предусматривали рукопашное противоборство и вообще игру руками, а напоминал и современный футбол, с той лишь разницей, что играли гораздо большее количество народа, а вместо ворот использовали «город» – черту за «лагерем» противника, куда нужно ​было завести ногами​. Запрет на рукопашное противоборство, возможно, был обусловлен тем, что в мяч играли подростки – ученики духовных училищ. И вместе с тем нельзя не отметить явный воинский характер игры, сюжет которой заключается в штурме и захвате «города» противника: две партии (иногда они называются «​городами​») сходятся «​стена на стену​» и стараются загнать мяч в «лагерь неприятеля​», тем самым «​завладев им​»​.

По результатам анализа ряда этнографических источников конца XIX – начала XX вв. Б. В. Горбунов составил следующую картину бытования традиционных игр в мяч с рукопашным противоборством [Горбунов, 1999, 146­149​]:

«Игры сохраняют обрядовый характер и приуроченность ​к масленичному циклу игровых действ и ​к свадебному обряду​.​ Игра могла устраиваться втечение масленичной неделе, в заговенье перед Великим Постом непосредственно во время свадьбы [Морозов, 1994, 103­104].

Местом служила ровная открытая площадка достаточных, смотря по количеству игроков, размеров – «деревенская улица​»​ [Кичин, ​1867, 537], «​широкое поле, длина которого достигала три вёрсты​»[Минорский, 1874, 339], «​замёрзший лёд реки​» [Русские крестьяне…, ​2008, Т. 6, Ф. 7, Оп. 1, Д. 889]​.

Количество участников игры колебалось в очень широких пределах – от «​30­40 человек в каждой партии​» [Русскиекрестьяне…, ​2008, Т. 6, Ф. 7, Оп. 1, Д. 889] ​до «всех молодых мужчин прихода» [Минорский, 1874, 339].

Деление на партии в большинстве осуществлялось, подобном кулачному бою, по территориальному признаку – состязались две части селения, селение с селением. Несколько сёл и деревень могли объединиться против другой группы населения. В свадебном варианте игры родственники невесты играли против родственников жениха, женатые мужчины против холостых.

Игра начиналась с «пинания» мяча ногами. Как только кому­то из игроков удавалось подбить мяч вверх, а другой захватывал его руками, разрешалось использовать различные действия борцовского и ударного характера до следующего падения мяча на землю [Русские крестьяне…, ​2008, Т. 6, Ф. 7, Оп. 1, Д. 889]​. Такой характер действий игроков в силовой игре в мяч позволяет провести аналогию с действиями в другой силовой забаве – кулачном бое. Однако, как мы видим, игра в мяч отличается большей вариативностью.

Продолжительность игры очень большая – от нескольких часов ​[Кичин, 1867, 537] до «практически полдня – с обеда до самого позднего вечера​» [Минорский, 187, 339].

С уходом в прошлое в начале XX в. этнографического варианта уличной игры в мяч с рукопашным противоборством сама игра как вид не исчезает окончательно. В трансформированном виде она начинает бытовать как силовая командная игра в спортивном зале на тренировках по борьбе и ударных видах единоборств. Так, сам автор в конце 1980­х – начале 1990­х гг. на тренировках по вольной борьбе играл в так называемый «собачий футбол» – игру с элементами борьбы за мяч с передвижением по борцовскому ковру на коленях и четвереньках. На тренировках по карате участвовал в игре в мяч, правила которой допускали удары по корпусу. Многие опытные тренеры использовали подобные игры, поскольку они были одним из лучших способов командного силового взаимодействия спортсменов­единоборцев, развивали умение оказывать взаимопомощь и контролировать территорию схватки.

В конце XX вв. возрастает интерес к древним воинским традициям, начинают организовываться фестивали исторической реконструкции и праздники с традиционными гуляниями и забавами. На этих мероприятиях участники клубов исторической реконструкции и этноспортивные коллективы предпринимают попытки возрождения силовой игры с мячом и используют её как элемент праздничных забав. Так игра в мяч с рукопашным противоборством выходит за рамки спортивного зала и снова начинает бытовать в условиях уличного пространства. Среди существующих игр­реконструкций следует выделить две современные версии игры, которые, с одной стороны, наиболее близки к традиционному варианту, с другой – адаптированы для современных условий.

Первый вариант командной силовой игры под названием «русский мяч» (сокращённо – «русмяч») разработан движением «Русские спарринги» (рук. Юрий Сидоров). В «русмяче» состязаются двекоманды по ​4 человека в каждой (три в поле, один на замене). Целью игры является силовая атака противоположной зоны поражения, занесение в неё мяча руками и его фиксация. В качестве зоны поражения используется неглубокая ямадиаметром 50­-100 см, размеченная область аналогичного размера, покрышка колеса или иные обозначения по усмотрению судьи. Расстояние между зонами поражения команд – от 10 до 25 метров по согласованию. В «русмяче» в мяч не играют ногами, разрешено передавать мяч соратникам только руками в любом направлении. Разрешается атаковать любого игрока из команды противников, вне зависимости от того, где находится мяч. Во время игры разрешены удары руками по корпусу захваты, броски, болевые и удушающие приёмы и т. д., но только в том случае, если атакуемый соперник видит атакующего. ​Силовые действие разрешается проводить, когда противники оказываются на земле. Для защиты используются перчатки для смешанных единоборств и рукопашного боя и капа. ​Выигрывает та команда, которая три раза заносит мяч в ​зону поражения противника ​или 5 минут (по длительности).

Игра в «русмяч» постоянно проводится в Москве на мероприятиях Федерации традиционных игр и этноспорта России в рамках проекта «Русские игры». На этих мероприятиях в игре в «русмяч» принимает участие около 50 команд. Лучшие команды соревнуются на фестивале «Атмановские кулачки» – ежегодных традиционных играх, которые проходят 27­-28 августа в с. Атманов Угол Тамбовской обл.

Межрегиональной общественной организацией развития русской традиционной игры «Федерация килы» (действует с 2015 г., президент Д. А. Черняк) разработан другой спортизированный вариант игры в «килу». В игре принимает участие две команды («ватаги») по 8 человек (5 полевых и 3 запасных) в каждой на игровом поле 40 м на 20 м. После жеребьёвки команды занимают положение каждая у своего «города» – задней линии поля длиной 20 метров. Одна из команд разыгрывает мяч ударом ноги с линии своего «города» и начинается игра. Пока мяч находится на земле, брать его руками запрещается. Как только взлетевший вверх мяч удалось поймать какому­-то игроку, можно совершать пробежку с мячом в руках или передавать другим игрокам, но только до тех пор, пока мяч снова не падает на землю, после чего в него вновь играют ногами.

Во время игры ногами и руками разрешается рукопашное противоборство, которое включает только борцовские приёмы: низкоамплитудные броски, захваты противника за любые части тела, кроме головы и гениталий. Запрещены любые удары, высокоамплитудные броски, подножки, подсечки, толчки в спину, захваты за шею. Атаковать можно любого игрока – владеющего мячом или без него. Пасы ногами и передачи руками разрешены в любую сторону.

В случае выхода мяча за боковые линии игрового поля или назначения штрафного удара мяч вводится в игру ударом ногой. Цель игры – захват «города» противника, ситуация, когда какому­-то игроку удаётся с мячом в руках пересечь заднюю линию противоположной команды. Одна схватка между командами не ограничена по времени, а заканчивается пятью «взятиями города» одной из команд. После перерыва проводится вторая схватка снова до пяти «взятий», после чего игра заканчивается. В случае ничьи назначается третья игра.

Игровой сезон «Федерации килы» включает 6 месяцев, в течение которых проводится 6 турниров, в которых используется круговой принцип – каждая команда играет с каждой. Финал чемпионата по «киле» проводится в Москвеи и носит название «Богатырская сеча». В чемпионате принимают участие не меньше 8 ватаг, 5 из них – из Москвы и Московской области. Всего по стране существует около 20 «ватаг» – в Москве, Санкт­-Петербурге, Брянске, Владимире, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Сургуте, Томске и др.

Эти версии игры являются корректными современными спортизированными версиями игры в мяч с рукопашным противоборством, адекватно отражают понимание силовой командной игры в современных условиях и пользуются большим интересом среди молодёжи. В обеих версиях принцип комплектации команды проходит по любительскому принципу без учёта возраста и весовых категорий игроков. Для игры в обеих вариантах в настоящее время используется большой мяч диаметром 25 см из натуральной кожи. Модель мяча разработана самим автором. Крой мяча воссоздан по археологическим данным [Изюмова, 1959, 539­541], размер – по этнографические описаниям, в которых говорится, что мяч был ​«​значительной величины​» [Кичин, ​1867, 537], «​величиною <…> обыкновенносбольшойарбуз» [Русские крестьяне…, ​2008, Т. 6, Ф. 7, Оп. 1, Д. 889]​. В качестве наполнителя в настоящее время применяется комбинированная набивка: сначала мяч набивается холлофайбером, а потом внутри него создаётся «ядро» из полосок шерстяной и трикотажной ткани. Такая набивка позволяет мячу дольше оставаться упругим. В нашей статье мы охарактеризовали особенности русской традиционной игры в мяч с рукопашным противоборством и описали её современные спортизированные формы. Анализ приведённого материала показывает необходимость дальнейшего изучения и развития данного вида командного силового противоборства и возможность применения игры как с военно­прикладной целью, так и с целью развития игры как части русских традиционных игр.

 

Библиография:

 

  1. Бернштам Т. А. Мяч в русском фольклоре и обрядовых играх / Т. А. Бернштам // Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. − Л., 1984. − С. 162­171.
  2. Горбунов Б. В. Воинская состязательно­игровая традиция в народной культуре русских: Историко­этнографическое исследование / Б. В. Горбунов. – М. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо­Маклая РАН, 1999.
  3. Дайбер К. Все лучшие игры мира / К. Дайбер / Пер. с нем. – М.: Мой МирГмбХ и Ко. КГ, 2005. – 280 с.
  4. Казанский П. С. Воспоминания семинариста / П. С. Казанский // Православное обозрение. – 1879. – № 9. – С. 100­133.
  5. Кичин Е. В. Историко­статистические заметки о разных местах Кадниковского уезда / Е. В. Кичин // Вологодские губернские ведомости. – 1867. – № 49. – С. 534­542.
  6. Изюмова С. А. КисториикожевенногоисапожногоремеслаНовгорода Великого / С. А. Изюмова // МатериалыиисследованияпоархеологииСССР. – М., 1959. – № 65. – С. 192­222.
  7. Минорский ​П. ​Материалы по этнографии Вытегорской Кондужи ​// Олонецкие губернские ведомости / П. Минорский. – 1874 г. – № 27. – С. 339­341.
  8. Морозов И. А. О ритуально­обрядовой основе старинных мужских развлечений / И. А. Морозов // Традиционные формы досуга: История и современность. – М.: ГРЦРФ, 1994. – Вып. 5. – 100­118.
  9. Покровский Е. А. Детские игры, преимущественно русские / Е. А. Покровский. – М., 1887; 2­е изд. 1895 и репринт. изд. СПб., 1994.
  10. Помяловский Н. Г. Очерки бурсы / Н. Г. Помяловский. – М.: ГИДЛ Мин­ва РСФСР, 1957.
  11. Русские крестьяне.  Жизнь. Быт.  Нравы: Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. – Т. 6: Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт­Петербургская и Тульская губернии / Сост. Д. А. Баранов [и др.]. – СПб., 2008. – 600 с., илл.
  1. Текстов А. Всемирная история игры с мячом / А. Текстов // Вокруг света. – 2010. – № 6. – С. 50­62.