Почему кила? (Часть 1. Рефлексия)

5 февраля 2021

Недавнее интервью (https://vk.com/wall-179596135_219) натолкнуло меня на рассуждения: “А действительно, почему рассказ о старинной киле так впечатлил меня, что я не медля начал возрождать и развивать эту игру?”
Рефлексия на эту тему достала из памяти интересные моменты моего прошлого, которыми я хотел бы поделиться с вами.

Мне очень повезло. В моей школе была фольклорная студия под управлением грамотного и искренне любящего русскую традиционную культуру педагога-этнографа. Я не помню, как в начальных классах я туда попал, были ли у нас обязательные уроки или я как-то случайно оказался там, но всю начальную школу я впитывал в себя русскую традиционную культуру. И не сценическую калинку-малинку, а живую, собранную "с полей". Фольклорная студия просуществовала всего 4 года, как раз почти всю мою начальную школу. Потом педагога уволили из-за какого-то конфликта с директором. Это была большая потеря не только для меня, но и, я уверен, для целых поколений школьников. Я искренне благодарен судьбе, что успел застать время существования студии.

Спортом занимался с 10 лет безостановочно. Хоть меня и “отвели” в плавание, тяготел я всё же к командным играм и к единоборствам. Однажды школьный турнир по баскетболу мы превратили в какое-то подобие килы, после чего почти все отправились на скамейку штрафников. Хотя не по злому умыслу так сделали, просто нам было так веселее и интереснее. А зимой мы брали 2-х литровую бутылку из под кваса, набивали плотно снегом и играли на городском озере в игру, которую сами называли “регби”. Хотя регби там и близко не пахло, потому что правил-то регби мы и не знали. Играли по своим выдуманным правилам, как чувствовалось, и как хотелось играть (на видео это заметно:).

Университетские годы - годы самоопределения, годы романтической бескомпромиссности и радикализма. Я стал задавать себе вопросы “кто я есть?”, увлёкся философией и религией. Где-то на интуитивном уровне стал чувствовать, что самопознание и самоопределение неразрывно связано с познанием народа, с которым себя ассоциируешь. Видимо, тогда и дали первые всходы те зёрна, которые были посеяны в школьной фольклорной студии, и именно к педагогу этой студии я обратился за советом, куда пойти изучать русскую традиционную культуру. Так я узнал об образовательном курсе Фольклорно-этнографического центра “Дербеневка”.

Курс длился 2 года, и это был эффект полного погружения - от изучения народного календаря, костюма, промыслов, музыкальных инструментов, песен и обрядов до теории и практики этнографических экспедиций. Учёба в “Дербеневке” стала судьбоносной. Во-первых, именно там я и познакомился с Виктором Колчевым, от кого узнал про старинную килу, а во-вторых, я был настолько поражён русской традиционной культурой, её разнообразием и творческой силой, что по уши в неё влюбился. Думаю, это и стало одним из мотивирующих факторов развивать что-то родное.

Так в киле соединились воедино моя любовь к командным, контактным видам спорта и к русской традиционной культуре... (продолжение следует).



Вернуться к новостям