Кила: из прошлого в будущее

Народные игры - значимая часть русской традиционной культуры.
Игры сопровождали жизнь крестьянина, были неотъемлемой частью его быта и народных празднеств. Детям игры помогали развивать не только физические навыки, но и социализироваться, учиться взаимодействовать друг с другом, развивать свои коммуникативные навыки. Взрослым игры помогали снимать физическое и психологическое напряжение от тяжелого труда на земле, решать различные споры и притязания. В народных играх, в их сути, принципах и правилах отражается менталитет народа, его ценности и понимание мира.
До нынешних дней дошли лишь несколько русских народных игр уже в своём современном спортивном формате - это лапта и городки. Остальные либо совсем сгинули, либо остались уделом немногочисленных знатоков, любителей старины и реконструкции. При этом каждая русская народная игра при должном внимании вполне смогла бы снискать себе славу и стать популярной сегодня.
Среди плеяды русских народных игр была одна особенная, в которой мужчины толпа на толпу боролись за мяч, пытаясь всевозможными приёмами доставить его до определённых рубежей, находящихся на противоположных концах игрового пространства.
Удивительное сочетание игры с мячом и стеношного кулачного боя. Где-то эта игра называлась просто “игра в мяч”, а где-то она носила название “кила”.
В автобиографической повести “Очерки бурсы”, вышедшей в 1862 году, Н. Г. Помяловский описывает килу как любимую игру бурсаков - учеников духовной семинарии в Санкт-Петербурге:
“На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону — в лагерь неприятеля, где и завладели бы им.”
Можно заметить, что в таком варианте в килу играют исключительно ногами.
А вот “Вологодские губернские новости” за 1867 год описывают уже другой вариант игры, где разрешено играть не только ногами, но и руками:
“Игравшие мячём разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мячь до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще этой игры мячём. Победившая сторона начинала снова игру, и таким образом, она длилась часа два или три."

Играли в килу преимущественно зимой, в последний день Масленицы. Сотрудниками Всероссийского музея-заповедника “Кижи” во время этнографической экспедиции по Заонежью в 2008 году были зафиксированы уникальные свидетельства, рассказывающие, что в старину с помощью игры в килу заонежские крестьяне решали, кому достанутся самые рыбные места в Онежском озере в грядущем рыболовном сезоне. Местом для игры становилась любая плоская и ровная поверхность: под это идеально подходила замёрзшая река или озеро. Мяч для игры так и назывался “кила”. Он был всегда значительной величины, шился из кожи и набивался шерстью, мхом, соломой или конским волосом. Играли в килу, как правило, мужчины и взрослая молодёжь. Несмотря на различия в нюансах правил от местности к местности цель игры была единой: необходимо завладеть мячом и доставить его к определённому рубежу, вступая при этом в прямое противоборство с соперником.
![Серия сцен, показывающая различные игры, в которые играли в России на Пасху в 18 веке A Paris chez Basset. M.d d'Estampes, rue St Jacques au coin de celle Mathurins, No. 64. [n.d., c.1800.]](https://sun9-31.userapi.com/impg/7WW6g0rGRTaYrcta4_FuqStCDiHocEcVR32HMQ/PgtkYQPeLOE.jpg?size=600x401&quality=96&sign=d7dd05be077d14a61ca9bff98543b843&type=album)
Уже в конце 19 века этнографы стали замечать определённое угасание игры:
“вслѣдствiе разныхъ стѣснительныхъ мѣръ, она мало по малу выходитъ изъ обычая и обращается въ забаву только для малолѣтнихъ”.
Начавшиеся в Российской Империи процессы активного развития спорта, преимущественно английского, в совокупности с постепенной урбанизацией привели к тому, что русские народные игры остались без внимания государства и оказались забытыми. Так произошло и с килой. Однако, сам образ килы не терял актуальность и уже в советское время находил своё воплощение как элемент тренировочного процесса борцов и рукопашников.
Новая страница истории килы была перевёрнута в 1997 году доктором исторических наук Горбуновым Борисом Владимировичем.

В своём историко-этнографическом исследовании “Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских” он собирает и систематизирует все имеющиеся на тот момент сведения о киле, что становится вдохновением для многих энтузиастов по всей стране попробовать возродить эту игру. На основе идеи русской игры в мяч с силовым противоборством появляются такие авторские игры, как “бузбол”, “русмяч”, “русский футбол”, которые в разной степени успешности существуют по сей день.
Следующий эволюционный виток развития килы произошёл в 2014 году, когда появились спортивные правила килы, разработанные Черняком Дмитрием Алексеевичем совместно с энтузиастами и специалистами в области этноспорта на основе игровых принципов и особенностей старинной игры. По этим правилам в ноябре 2014 года во Владимире были успешно проведены первые соревнования. В 2015 году в Москве Дмитрий Черняк основал Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры «Федерация килы» (МОО «Федерация килы»), которая начинает активно развивать и популяризировать килу. На основе кроя Новгородских мячиков, найденных археологами в слоях 10-13 веков были созданы современные спортивные мячи для килы, разработана форма игроков, регламент проведения соревнований.

Каждый год Федерацией килы организуются региональные и межрегиональные турниры, проводятся мастер-классы и семинары, разрабатывается методическая основа игры, продолжается работа по поиску и исследованию исторических фактов бытования килы. Из старинной русской игры создаётся современный спорт, который начинает обретать поклонников не только в России, но и за её пределами.
Актуальность килы в 21 веке обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, агрессивная глобализация и экспансия англо-американской культуры приводят к обратной реакции: народы всего мира в поисках источников своей уникальности и гордости начинают тяготеть к родному, отдавая ему предпочтение.
Во-вторых, основываясь на преемственности современная спортивная кила сохранила в себе простоту, универсальность и доступность народной игры.
Доступность килы заключается в том, что она не требует специального оборудования, специфической или дорогостоящей экипировки, специального пространства. Мяч для килы при желании можно изготовить самостоятельно.
Универсальность килы заключается в том, что игровое пространство для игры представляет собой прямоугольник и соответствует размерам поля для мини-футбола и футбола, поэтому его можно с лёгкостью интегрировать в существующие спортивные объекты. Более того, бесконтактный формат килы позволяет играть в том числе и на паркете или на прорезиненном покрытии.
Простота в освоении заключается в том, что правила килы настолько просты и понятны, что достаточно 5 минут для их изучения, ещё 5 минут игровой практики, чтобы вникнуть в нюансы.
Всё это делает возможным масштабировать килу на всю Россию и заниматься ей даже там, где плохо, или совсем не развита спортивная инфраструктура, например, в сельских поселениях или малых городах. Что способствует достижению одной из национальных целей развития России - увеличить долю граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Из забытой народной забавы кила становится актуальным спортом 21 века, который имеет потенциал стать национальным спортом России и её брендом на мировой спортивной арене.
