Игра кила - что это такое?
Килá — русская национальная командная контактная игра с мячом. Цель игры «взять город соперника» - зайти с мячом в руках в специальную зону игрового пространства, расположенную за противоположным краем игрового поля, обороняя свой «город» от «взятия». Самим словом «кила» в некоторых регионах России назывался мяч для игры.
Современная спортивная кила создана Дмитрием Алексеевичем Черняком в 2014 году. Им была разработана концепция спортизации традиционной килы, созданы правила игры, разработан и запатентован мяч, разработаны различные дисциплины килы.
Ключевая особенность игрового процесса – с мячом можно взаимодействовать руками и ногами в зависимости от положения мяча в пространстве: пока мяч не касается земли с ним можно взаимодействовать руками, не исключая других частей тела; как только мяч коснулся земли - продолжить взаимодействие с мячом можно только ногами, пока он снова не окажется в воздухе.
Для сохранения преемственности в современной киле используются традиционные игровые термины:
- «Кила» – мяч;
- «Ватага» – команда;
- «Атаман» – официальный лидер ватаги;
- «Схватка» – игровой период;
- «Город» – результативная зона игрового поля;
- «Взятие города» – занос мяча в город, в результате которого присуждается очко.
История
Ранние формы игры
Первое письменное упоминание русской народной игры, в которой большой мяч перебрасывали друг другу ударом ногой появляется в 1790 году в “Описании Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного” Иоганна Готлиба Георги:
"Молодые люди простого народа увеселяются на улицах также, как и в областях, различными играми. Например, игрою с мячом, набитым волосом, размером с человеческую голову. Его бросают ногами по дуговой траектории. Эта игра отлично помогала извозчикам согреваться во время зимних поездок. "
Изображения командных игр с мячом, схожих вышеупомянутому описанию, появляются на гравюрах и картинах иностранных путешественников в России.
В 1862 году русский писатель-прозаик Николай Герасимович Помяловский публикует автобиографическую повесть “Очерки бурсы”, в которой описывает «игру в килу» - любимую забаву учеников Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге:
«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону—в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. «Кила!» — закричали ученики,— это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело.»
Ямпольский в комментариях к «Очеркам бурсы» в 1862-1863 годах некоторые подробности об игре в килу:
«Кила выкраивалась из восьми сапожных голенищ и представляла из себя большой набитый сеном или шерстью из бурсацких матрасов мяч, который в игре можно было подбрасывать только ногами. Игра в килу происходила обыкновенно зимой и заключалась в том, что играющие делились на два „города“, т. е. партии, и старались перебросить ногами килу через головы своих противников».
В 1867 году в «Вологодских губернских ведомостях» описывается игра, в которой мяч не только ударяли ногами, но и хватали его в руки. А также указана цель игры: «догнать мяч до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще этой игры», используя при этом силовые приёмы.
В 1874 году в «Олонецких губернских ведомостях» появляется статья, описывающая игру в мяч, целью которой было также доставить мяч до обусловленного места, преодолевая силовое сопротивление соперника. (П. Минорский Вытегорские Кондужи // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 27. С. 339 – 341 "МАТЕРIАЛЫ ДЛЯ ИСТОРIИ И ЭТНОГРАФИИ").
В 1899 году бытование русской народной командной силовой игры с мячом фиксируется Этнографическим бюро князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Вытегорском уезде Олонецкой губернии (ныне Вологодская область):
"В Никулинской волости в последний день масляной... устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <…> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30-40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся, становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа... за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с КИЛОЙ тебя мы сделаем на этот год». Побежденные отходят, а победители кричат им: «КИЛА, КИЛА, КИЛА!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...".
Подробнее об этих сведениях написано в сочинении С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903 г.):
«Так например, наш вытегорский корреспондент (Олонецкая губ.) сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «ИГРЫ В МЯЧ». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч (обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх). Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20 – 30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью... Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «КИЛОВНИКАМИ» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей.»
Исследователь состязательных традиций русского народа д.и.н. Борис Владимирович Горбунов в своей докторской диссертации «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (1997 г.) предполагает, что «по-видимому, приёмы борьбы и кулачного боя разрешалось применять лишь в том случае, когда кто-то из бойцов захватывал мяч в руки, что случалось в ходе игры весьма часто. В других ситуациях мяч «пихают ногами».
В русской традиционной культуре командные силовые игры с мячом могли сопровождать свадьбы: состязались команда жениха против команды невесты, а выкуп за невесту собирали «на мяч». Подробнее написано в книге «Круг игры. Праздники и игры в жизни севернорусского крестьянина (XIX – XX вв.), Морозов И. А., Слепцова И. С. (2004 г.), Российской Академии наук, Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.
В 2017 году в распоряжении Федерации килы России появилась расшифровка записей, сделанных в 2008 году сотрудниками Всероссийского музея-заповедника «Кижи» в ходе этнографической экспедиции, где были записаны сведения о крестьянской «игре в килу», бытовавшей в XIX – начале XX вв. в Заонежском регионе Республики Карелия: «Играли в килу на льду Онежского озера. Шили мяч из кожи, форма напоминала тыкву, набивали шерстью. Играли и руками, и ногами. Главной задачей игроков было отобрать любым способом этот мяч у противника и доставить его на берег соперника. После революции и войн традиция эта приняла форму футбола».
Письмо Черняку Д. А. с расшифровкой этнографической записи сотрудников музея-заповедника Кижи
Первые попытки возродить килу
В конце 1997 году все имеющиеся на тот момент исторические сведения о русской народной силовой игре с мячом были впервые систематизированы доктором исторических наук Горбуновым Борисом Владимировичем в своей диссертации "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских".
Горбунов Борис Владимирович
Его работа послужила вдохновением для энтузиастов попытаться реконструировать килу или создать авторские игры по её мотивам. Наиболее яркие примеры:
- бузбол от участников Бузы
- игра по мотивам килы и популярного в среде реконструкторов скандбола от Сергея Мещерякова
- русмяч от Юрия Сидорова и проекта РУССКИЕ ИГРЫ
- русский футбол от Алексея Ткаченко
В 2012 году на Фестивале «Времена и Эпохи»; в г. Москве Виктор Колчев провёл пробные игры в килу по авторским правилам, учитывающим некоторые особенности старинной килы.
Спортивное развитие килы
Родоначальник современной спортивной килы - Черняк Дмитрий Алексеевич. Он разработал концепцию спортизации килы с учётом сохранения национальной самобытности и создал первые спортивные правила, по которым была проведена пробная игра 24 августа 2014 года в подмосковном Краснознаменске. Правила были впервые опубликованы 7 сентября 2014 года в социальной сети VK: https://vk.com/topic-65209627_30490251. Идея возрождения и развития килы вдохновила близких друзей Дмитрия Черняка - Бобкова Константина Дмитриевича и Осокина Ивана Сергеевича, принимавших участие в первой игре, и именно они втроём составили костяк будущей Федерации килы.
3 ноября 2014 года по разработанным правилам состоялись первые соревнования в г. Владимир на фестивале «Русь жива». В турнире принимали участие активисты движения «Русские пробежки» из г. Жуковского Московской области и «Русский спорт" из г. Краснознаменска Московской области, благодаря которым началось активное распространение килы в Московской области.
14 мая 2015 года Минюстом Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация развития русской традиционной игры «Федерация килы», учредителями которой стали Черняк Дмитрий Алексеевич, Черняк Алексей Владимирович и Осокин Иван Сергеевич. Первым президентом был избран Черняк Дмитрий Алексеевич.
Началась активная подготовка к первому турниру по киле, организованному под эгидой созданной «Федерации килы». Художником Максимом Кулешовым, разработавшим символ килы, было предложено название «Богатырская сеча».
15 августа 2015 года в Москве прошёл 1-й Всероссийский турнир по киле «Богатырская сеча», в котором приняли участие 8 коллективов из Московской области, г. Санкт-Петербурга и Республики Чувашия. «Богатырская сеча» впоследствии стала ежегодным титульным турниром.
После Богатырской сечи к основному административному составу Федерации на волонтёрских началах стали примыкать вдохновлённые энтузиасты развития килы, привнося свои навыки и знания в различных сферах:
Алексеев Александр Олегович
Алексеев Андрей Олегович
Кошелев Сергей Владимирович
Кондратьев Игорь Николаевич
Лисица Андрей Анатольевич
Коротков Кирилл Александрович
Колянов Сергей Игоревич
В промежуток между 2015 и 2023 годом МОО «Федерация килы» провела и организовала более 130 соревнований по киле регионального и межрегионального масштабов. Были разработаны различные форматы килы: кила 5х5, кила 3х3 («малая кила»), бесконтактная кила, бесконтактная кила 3х3.
Проведение игр по киле становится регулярным во время народных праздников и фестивалей, формируются физкультурно-спортивные клубы по киле, которые принимают участие в регулярных соревнованиях. Игры в килу начинают практиковать представители единоборств и различных командных видов спорта. Бесконтактная кила практикуется на уроках физкультуры в образовательных учреждениях общего, средне-профессионального и высшего образования.
28 августа 2023 года Межрегиональная общественная организация «Федерация килы» была преобразована в Общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию «Федерация килы России».
История разработки мячей для килы
Концепцию мяча для килы предложил Колчев Виктор Юрьевич. За основу были взяты образцы кожаных мячей, найденных археологами в Новгороде в слоях X-XV веков. А также этнографические описания русских традиционных силовых игр с мячом, где отмечается значительная величина использовавшихся мячей: «величиной с человеческую голову» или «с добрый арбуз».
Экспозиция Новгородского музея-заповедника
Размер первых мячей, сшитых Виктором Колчевым, в диаметре составлял 35-40 см, а вес доходил до 3,2 кг. Мячи были набиты натуральной овечьей шерстью. Однако, вскоре выяснился существенный минус такой набивки – шерсть быстро сваливалась, в сырую погоду набирала влагу, и мяч терял упругость. Виктором была предложена идея заменить натуральную шерсть на обрезки хлопковой ткани. Что тоже не решило проблему. Тогда Виктор предложил добавить в хлопковый наполнитель мяча синтетический материал – холлофайбер. Что стало наиболее удачным решением.
Следующей сложностью стала невозможность быстро удовлетворять растущую потребность в мячах из-за их полностью ручного изготовления, а также отсутствие стандартов в размерах. За решение этой задачи взялся Дмитрий Черняк. Было изготовлено несколько мастер-моделей мяча с разными параметрами и из разных материалов. После чего проведены длительные тесты и испытания, чтобы определить наиболее оптимальные форму, размеры и массу мяча. В тестах активное участие принимало всё сообщество любителей килы, выдавая обратную связь и пожелания. Спустя 2 года испытаний был рождён мяч для килы, как современный спортивный снаряд. Появились стандарты параметров и серия мячей разных размеров для разных возрастных групп, разработана фабричная технология производства.
Особенности килы
Поле для игры
Поле для игры в килу представляет собой прямоугольник с соотношением сторон 2:1, ограниченный боковыми линиями и линиями города. Размеры поля зависят от формата килы (подробнее в Правилах килы). Покрытие игрового поля может представлять из себя натуральный или искусственный газон, песок, снег, мягкий грунт.
К коротким сторонам игрового поля примыкают города. Город ограничен линией города, а также боковыми линиями, которые фактически продолжают боковые линии поля.
Посередине боковых линий обозначаются метки середины поля. Метки обозначаются чертами длиной от 1 до 2 метров, которые примыкают к боковым линиям и идут параллельно линии города.
На боковых линиях на расстоянии от 5 метров от пересечения боковой линии и линии города с обеих сторон обозначаются метки 5-метровой зоны. Метки обозначаются чертами длиной от 1 до 2 метров, которые примыкают к боковым линиям и идут параллельно линии города.
Спортивный снаряд
Игра ведётся мячом для килы. Мяч для килы является набивным и формой представляет собой приплюснутую сферу, состоящую из 3 частей: 2 донца, 1 боковина.
Параметры мяча и соответствие возрасту игроков
Возраст игроков, лет |
Масса мяча, г |
Диаметр донца, см |
Ширина боковины, см |
7 – 11 |
900 |
20 |
9 |
12 – 15 |
900 |
21 |
10 |
16 – 17 |
1200 |
23 |
11 |
старше 18 |
1500 |
25 |
12 |
Разновидности килы
Название |
Кол-во игроков на поле |
Размер поля |
Особенности |
Кила |
5 от каждой «ватаги» (команды) |
40х20 м (max) 34х17 м (min) |
Разрешены приёмы борьбы по отношению к любому игроку на поле |
Кила 3х3 |
3 от каждой «ватаги» (команды) |
30х15 м (max) 24х12 м (min) |
Разрешены приёмы борьбы только по отношению к игроку, владеющему мячом |
Бесконтактная кила |
5 от каждой «ватаги» (команды) |
40х20 м (max) 34х17 м (min) |
Запрещены любые приёмы борьбы |
Бесконтактная кила 3х3 |
3 от каждой «ватаги» (команды) |
30х15 м (max) 24х12 м (min) |
Запрещены любые приёмы борьбы |
Длительность игры
Игра продолжается до двух побед в схватках. Победа в схватке присуждается ватаге, первой совершившей необходимое количество взятий, либо ватаге, совершившей большее количество взятий на момент истечения времени схватки. Если на момент истечения времени схватки счёт по взятиям равный, то игра в схватке продолжается до победного взятия.
Необходимое количество взятий в схватке и ограничение времени схватки определяются организатором соревнований в соответствии с Правилами килы.