Игра кила - что это такое?

Всероссийский турнир по киле «Богатырская сеча», 2024 г

 

Килá — русская национальная командная контактная игра с мячом. Цель игры – «взять город» соперника, что означает зайти с мячом в руках в специальную зону игрового пространства, перемещая мяч всеми доступными способами.

Ключевая особенность игры заключается в разделении способов взаимодействия с мячом в зависимости от его положения в пространстве: пока мяч не касается земли взаимодействовать с ним можно всеми частями тела, как только мяч коснулся земли – только ногами, пока мяч от удара ногой снова не окажется в воздухе.

Первое письменное упоминание одной из ранних форм килы появляется в 1790 году. Слово «кила» в некоторых регионах России обозначало мяч для подобных игр.

Возрождение и развитие килы начал Черняк Дмитрий Алексеевич. Он разработал концепцию преобразования старинной игры в современный вид спорта и создал первый свод правил, по которым 24 августа 2014 года в подмосковном городе Краснознаменске была проведена первая игра.

После чего к нему примкнули энтузиасты, вдохновлённые идеей развития килы, и 14 мая 2015 года в Москве они учредили Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры "Федерация килы". Федерацией килы были разработаны мячи для килы, создан регламент соревнований, разработаны различные дисциплины килы: большая кила, кила (5х5), малая кила (3х3), бесконтактная кила.

Для сохранения культурного кода в современной киле используются термины из русских традиционных игр и состязаний:

«Ватага» – спортивный коллектив (клуб) по киле;
«Атаман» – лидер ватаги;
«Схватка» – игровой период;
«Город» – результативная зона игрового поля;
«Взятие города» – цель игры, действие, в результате которого ватаге, взявшей город соперника, присуждается очко.

История

Ранние формы игры

Первое письменное упоминание русской народной игры, в которой большой мяч перебрасывали друг другу ударом ногой появляется в 1790 году в “Описании Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного” Иоганна Готлиба Георги:

"Молодые люди простого народа увеселяются на улицах также, как и в областях, различными играми. Например, игрою с мячом, набитым волосом, размером с человеческую голову. Его бросают ногами по дуговой траектории. Эта игра отлично помогала извозчикам согреваться во время зимних поездок. "
Georgi, Johann Gottlieb. Versuch einer Beschreibung der Russisch Kayserlichen Residenzstadt St. Petersburg und der Merkwurdigkeiten der Gegend / Johann Gottlieb Georgi. - St. Petersburg.
Игра кила - что это такое?, изображение №3
Georgi, Johann Gottlieb. Versuch einer Beschreibung der Russisch Kayserlichen Residenzstadt St. Petersburg und der Merkwurdigkeiten der Gegend / Johann Gottlieb Georgi. - St. Petersburg.
 

Изображения командных игр с мячом, схожих вышеупомянутому описанию, появляются на гравюрах и картинах иностранных путешественников в России.

Гейслер Христиан Готфрид Генрих, гравюра «Путешествие по Российской Империи. Игра в мяч», 1793 г.
Гейслер Христиан Готфрид Генрих, гравюра «Путешествие по Российской Империи. Игра в мяч», 1793 г.
 
Серия сцен, показывающая различные игры, в которые играли в России на Пасху в 18 веке. A Paris chez Basset. M.d d'Estampes, rue St Jacques au coin de celle Mathurins, No. 64. [n.d., c.1800.]
A Paris chez Basset. M.d d'Estampes, rue St Jacques au coin de celle Mathurins, No. 64. [n.d., c.1800.] Серия сцен, показывающая различные игры, в которые играли в России на Пасху в 18 веке.
 
Карл Фридрих Кнаппе, 1802 г.
Карл Фридрих Кнаппе, 1802 г. "Сытный рынок в 18 веке" (игра в мяч около торговых рядов)
 

В 1862 году русский писатель-прозаик Николай Герасимович Помяловский публикует автобиографическую повесть “Очерки бурсы”, в которой описывает «игру в килу» - любимую забаву учеников Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге:

«На левой стороне двора около осьмидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства в игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону—в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. «Кила!» — закричали ученики,— это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело.»

Ямпольский в комментариях к «Очеркам бурсы» в 1862-1863 годах некоторые подробности об игре в килу:

«Кила выкраивалась из восьми сапожных голенищ и представляла из себя большой набитый сеном или шерстью из бурсацких матрасов мяч, который в игре можно было подбрасывать только ногами. Игра в килу происходила обыкновенно зимой и заключалась в том, что играющие делились на два „города“, т. е. партии, и старались перебросить ногами килу через головы своих противников».
Николай Герасимович Помяловский (1835, Санкт-Петербург — 1863, там же)
Николай Герасимович Помяловский (1835, Санкт-Петербург — 1863, там же)
 

В 1867 году в «Вологодских губернских ведомостях» описывается игра, в которой мяч не только ударяли ногами, но и хватали его в руки. А также указана цель игры: «догнать мяч до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще этой игры», используя при этом силовые приёмы.

Вологодские губернские ведомости, Историко-статистические заметки о разных частях Кадниковского уезда, 1867, № 49, С. 537
Вологодские губернские ведомости, Историко-статистические заметки о разных частях Кадниковского уезда, 1867, № 49, С. 537
 

В 1874 году в «Олонецких губернских ведомостях» появляется статья, описывающая игру в мяч, целью которой было также доставить мяч до обусловленного места, преодолевая силовое сопротивление соперника. (П. Минорский Вытегорские Кондужи // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 27. С. 339 – 341 "МАТЕРIАЛЫ ДЛЯ ИСТОРIИ И ЭТНОГРАФИИ").

В 1899 году бытование русской народной командной силовой игры с мячом фиксируется Этнографическим бюро князя Вячеслава Николаевича Тенишева в Вытегорском уезде Олонецкой губернии (ныне Вологодская область):

"В Никулинской волости в последний день масляной... устраивается настоящее сражение, которое называют игрою в мяч. Сходятся представители двух или нескольких деревень. <…> И вот выходят на реку две толпы мужиков и взрослых парней, человек по 30-40 каждая толпа, назначают места, до которых следует гнать мяч. Мяч шьют из кожи и набивают волосом; величиною мяч обыкновенно с большой арбуз. Толпы сражающихся, становятся на реке против середины деревни, одна толпа старается прогнать мяч за деревню в одну сторону, а противная толпа... за деревню в противоположную сторону. Мяч брошен, все бросаются на него и начинают пихать ногами. Играющие, сходятся грудь в грудь. Но вот мяч выскочил в сторону, его подхватывает в руки какой-нибудь удалец и старается с ним убежать к цели, но все бросаются за ним и если нагоняют, то противники тузят его кулаками, однопартийцы его защищают и тузят противников. Мяч выбит из рук – опять его пинают ногами. Все играющие в конце деревни, недалеко от цели; побеждающая сторона торжествует, патрон их похаживает на берегу и надменно говорит своему противнику: «А что, брат Иван Федорович, с КИЛОЙ тебя мы сделаем на этот год». Побежденные отходят, а победители кричат им: «КИЛА, КИЛА, КИЛА!». Так весь год побежденных и зовут киловниками. Это очень обидная, унизительная кличка...".

Подробнее об этих сведениях написано в сочинении С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903 г.):

«Так например, наш вытегорский корреспондент (Олонецкая губ.) сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «ИГРЫ В МЯЧ». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч (обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх). Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков. Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20 – 30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком. Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью... Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «КИЛОВНИКАМИ» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей.»
Игра кила - что это такое?, изображение №9
 

Исследователь состязательных традиций русского народа д.и.н. Борис Владимирович Горбунов в своей докторской диссертации «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» (1997 г.) предполагает, что «по-видимому, приёмы борьбы и кулачного боя разрешалось применять лишь в том случае, когда кто-то из бойцов захватывал мяч в руки, что случалось в ходе игры весьма часто. В других ситуациях мяч «пихают ногами».

В русской традиционной культуре командные силовые игры с мячом могли сопровождать свадьбы: состязались команда жениха против команды невесты, а выкуп за невесту собирали «на мяч». Подробнее написано в книге «Круг игры. Праздники и игры в жизни севернорусского крестьянина (XIX – XX вв.), Морозов И. А., Слепцова И. С. (2004 г.), Российской Академии наук, Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.

Игра кила - что это такое?, изображение №10
 

В 2017 году в распоряжении Федерации килы России появилась расшифровка записей, сделанных в 2008 году сотрудниками Всероссийского музея-заповедника «Кижи» в ходе этнографической экспедиции, где были записаны сведения о крестьянской «игре в килу», бытовавшей в XIX – начале XX вв. в Заонежском регионе Республики Карелия: «Играли в килу на льду Онежского озера. Шили мяч из кожи, форма напоминала тыкву, набивали шерстью. Играли и руками, и ногами. Главной задачей игроков было отобрать любым способом этот мяч у противника и доставить его на берег соперника. После революции и войн традиция эта приняла форму футбола».

Письмо Черняку Д. А. с расшифровкой этнографической записи сотрудников музея-заповедника Кижи

Первые попытки возродить килу

В конце 1997 году все имеющиеся на тот момент исторические сведения о русской народной силовой игре с мячом были впервые систематизированы доктором исторических наук Горбуновым Борисом Владимировичем в своей диссертации "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских".

Горбунов Борис Владимирович

Эта работа послужила вдохновением для историков, этнографов и любителей русской традиционной культуры попытаться реконструировать килу или создать авторские игры по её мотивам. Так, в разное время, появлялись:

  1. Бузбол
  2. Русмяч
  3. Русский футбол

Современное развитие килы

Современное спортивное развитие килы начал Черняк Дмитрий Алексеевич. Он разработал концепцию преобразования килы в современный спорт с учётом сохранения отличительных черт старинной игры и создал первые правила, по которым была проведена пробная игра 24 августа 2014 года в подмосковном Краснознаменске. Правила были впервые опубликованы 7 сентября 2014 года в социальной сети VK: https://vk.com/topic-65209627_30490251.

Идея возрождения и развития килы вдохновила близких друзей Дмитрия Черняка - Бобкова Константина Дмитриевича и Осокина Ивана Сергеевича, принимавших участие в первой игре. Они втроём составили костяк будущей Федерации килы.

Игра кила - что это такое?, изображение №11
 

3 ноября 2014 года по разработанным правилам состоялись первые соревнования в г. Владимир на фестивале «Русь жива». В турнире принимали участие активисты движения «Русские пробежки» из г. Жуковского Московской области и «Русский спорт" из г. Краснознаменска Московской области, благодаря которым началось активное распространение килы в Московской области.

14 мая 2015 года Минюстом Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация развития русской традиционной игры «Федерация килы», учредителями которой стали Черняк Дмитрий Алексеевич, Черняк Алексей Владимирович и Осокин Иван Сергеевич. Первым президентом был избран Черняк Дмитрий Алексеевич.

Началась активная подготовка к первому турниру по киле, организованному под эгидой созданной «Федерации килы». Художником Максимом Кулешовым, разработавшим символ килы, было предложено название «Богатырская сеча».

15 августа 2015 года в Москве прошёл 1-й Всероссийский турнир по киле «Богатырская сеча», в котором приняли участие 8 ватаг:

  • «Титан» (Московская область, г. Раменское)
  • «Раменские борцы» (Московская область, г. Раменское)
  • «Наш дом» (Московская область, г. Раменское)
  • «Булава» (Московская область, г. Краснознаменск)
  • «Северные волки» г. Санкт-Петербург
  • «Местные» (Московская область, г. Чехов)
  • «Острог» (Республика Чувашия, г. Чебоксары)
  • «Ёлочка» (Московская область, г. Жуковский)

«Богатырская сеча» впоследствии стала ежегодным титульным турниром.

Игра кила - что это такое?, изображение №12
 

После 1-й Богатырской сечи к руководящему составу Федерации килы стали примыкать вдохновлённые энтузиасты развития килы:

Алексеев Александр Олегович
Алексеев Андрей Олегович
Кошелев Сергей Владимирович

В промежуток между 2015 и 2023 годом МОО «Федерация килы» провела и организовала более 130 соревнований по киле регионального и межрегионального масштабов. Были разработаны различные форматы килы: кила 5х5, кила 3х3 («малая кила»), бесконтактная кила, бесконтактная кила 3х3.

Проведение игр по киле становится регулярным во время народных праздников и фестивалей, формируются физкультурно-спортивные клубы по киле, которые принимают участие в регулярных соревнованиях. Игры в килу начинают практиковать представители единоборств и различных командных видов спорта. Бесконтактная кила практикуется на уроках физкультуры в образовательных учреждениях общего, средне-профессионального и высшего образования.

28 августа 2023 года Межрегиональная общественная организация «Федерация килы» была преобразована в Общероссийскую физкультурно-спортивную общественную организацию «Федерация килы России».

Игра кила - что это такое?, изображение №13
 
 
 

История разработки мячей для килы

Концепцию мяча для килы предложил Колчев Виктор Юрьевич. За основу были взяты образцы кожаных мячей, найденных археологами в Новгороде в слоях X-XV веков и этнографические описания, где отмечается значительная величина использовавшихся мячей: «величиной с человеческую голову» или «с добрый арбуз», а также форма «похожий на тыкву».

Экспозиция Новгородского музея-заповедника

Размер первых мячей, сшитых Виктором Колчевым, в диаметре составлял 35-40 см, а вес доходил до 3,2 кг. Мячи были набиты натуральной овечьей шерстью. Однако, вскоре выяснился существенный минус такой набивки – шерсть быстро сваливалась, в сырую погоду набирала влагу, и мяч терял упругость. Виктором была предложена идея заменить натуральную шерсть на обрезки хлопковой ткани. Что тоже не решило проблему. Тогда Виктор предложил добавить в хлопковый наполнитель мяча синтетический материал – холлофайбер. Что стало наиболее удачным решением.

Следующей сложностью стала невозможность быстро удовлетворять растущую потребность в мячах из-за их полностью ручного изготовления, а также отсутствие стандартов в размерах. За решение этой задачи взялся Дмитрий Черняк. Было изготовлено несколько мастер-моделей мяча с разными параметрами и из разных материалов. После чего проведены длительные тесты и испытания, чтобы определить наиболее оптимальные форму, размеры и массу мяча. В тестах активное участие принимало всё сообщество любителей килы, выдавая обратную связь и пожелания. Спустя 2 года испытаний был рождён мяч для килы, как современный спортивный снаряд. Появились стандарты параметров и серия мячей разных размеров для разных возрастных групп, разработана фабричная технология производства.

Особенности килы

Поле для игры

Поле для игры в килу представляет собой прямоугольник с соотношением сторон 2:1, ограниченный боковыми линиями и линиями города. Размеры поля зависят от формата килы (подробнее в Правилах килы). Покрытие игрового поля может представлять из себя натуральный или искусственный газон, песок, снег, мягкий грунт.

К коротким сторонам игрового поля примыкают города. Город ограничен линией города, а также боковыми линиями, которые фактически продолжают боковые линии поля.

Посередине боковых линий обозначаются метки середины поля. Метки обозначаются чертами длиной от 1 до 2 метров, которые примыкают к боковым линиям и идут параллельно линии города.

На боковых линиях на расстоянии от 5 метров от пересечения боковой линии и линии города с обеих сторон обозначаются метки 5-метровой зоны. Метки обозначаются чертами длиной от 1 до 2 метров, которые примыкают к боковым линиям и идут параллельно линии города.

Игра кила - что это такое?, изображение №14
 

Спортивный снаряд

Игра ведётся мячом для килы. Мяч для килы является набивным и формой представляет собой приплюснутую сферу, состоящую из 3 частей: 2 донца, 1 боковина.

Игра кила - что это такое?, изображение №15
 

Параметры мяча и соответствие возрасту игроков

 

Разновидности килы

 

Длительность игры

Игра продолжается до двух побед в схватках. Победа в схватке присуждается ватаге, первой совершившей 3 взятия города, либо ватаге, совершившей большее количество взятий на момент истечения времени схватки. Если на момент истечения времени схватки счёт по взятиям равный, то игра в схватке продолжается до победного взятия.

Ограничение времени схватки определяются Правилами килы.

Форма игрока в килу

Игра кила - что это такое?, изображение №31

Форма игрока состоит из:

  • «киловки» - игровой майки с косым воротом;
  • коротких шорт, закрывающих не более 1/2 бедра;
  • компрессионных штанов;
  • белых гетр;
  • бутс

Все игроки должны иметь номера от 1 до 99. Двузначный формат номеров первого десятка (01, 02, 03 и т.д.) не допускается. Номер игрока должен быть размещён на игровой майке спереди на груди и сзади посередине спины. Высота цифр спереди должна быть не менее 15 см (рекомендуется 20 см), и сзади – не менее 20 см. Номера должны быть нанесены контрастным цветом и хорошо читаемым издалека шрифтом.

Подробнее читайте в Правилах килы https://vk.com/topic-77162457_42307281